Профессор Михаил Перепелкин:
"Первым советским "космонавтом" был наш с вами земляк Алексей Толстой"
Россия. Начало 1920-х годов. Мыслящие люди того времени охвачены энтузиастической верой в то, что недавняя революция, несмотря на все связанные с ней жертвы, преобразит страну и сделает реальностью даже самые дерзновенные мечты. Одной из них был полет лучших представителей человечества (разумеется, россиян) на Луну для знакомства с ее инопланетными обитателями. В это время Алексей Толстой неожиданно для многих пишет научно-фантастический роман "Аэлита".
Вот как об этом в дни празднования Международного дня космонавтики рассказывает профессор филфака Самарского университета Михаил Перепелкин, старший научный сотрудник местного музея-усадьбы А.Н. Толстого, автор сотен научных и краеведческих публикаций, а также цикла ТВ-программ "Город. История. События" (канал "Самара ГИС").
‒ Нынешний праздник (60-летие первого полета человека в космос) заставляет вспомнить о тех, чьи космические "полеты" состоялись ещё до гагаринского. И нам, самарцам, должно быть приятно говорить о том, что первым советским "космонавтом" был наш с вами земляк граф Алексей Толстой, космический полет которого состоялся 99 лет назад. Именно тогда им был написан научно-фантастический роман "Аэлита", в котором рассказывалось о полете землян на Марс.


Роман был задуман Толстым летом 1922 года ещё за границей, в Германии. Как раз в это время в газетах появились первые сообщения об ожидаемом в 1924 году "великом противостоянии" Марса, когда расстояние между ним и Землей станет минимальным. К этому событию готовились астрономы всего мира, и не только они: на улицах, в очередях, в трамваях говорили об огненной звезде, которая вот-вот окажется совсем рядом с нами. Толстой не мог упустить столь редкую для художника возможность схватить быка за рога и действительно схватил его одним из первых. "Если меня разорвут от этого романа, - писал он в эти дни приятелю, - помяни меня добрым словом…".

Толстого не разорвали, но вот журнал, в котором роман был опубликован, в самом деле рвали друг у друга из рук, ведь в 1922-23 годах космос ещё был чем-то невероятным, и любое путешествие туда – хоть бы и фантастическое – встречалось с таким жадным интересом, какой сегодня трудно себе представить. Никому и в голову не могло прийти, что пройдёт каких-нибудь сорок лет, и фантастика станет реальностью! А уже совсем скоро, в том самом 1924 году, рвали из рук и билеты на немой художественный фильм, поставленный Яковом Протазановым по этому роману Толстого. Кстати, Толстого фильм не устроил – он представлял себе всё совсем иначе.

И все же, почему Толстой взялся за сочинение мифа? Моя гипотеза такова. В 1920-е годы та Россия, в которой Толстой вырос и сформировался как писатель, приказала долго жить. Что ему было делать? Или предаваться ностальгии и писать о том, чего больше нет и никогда не будет (кстати, Толстой это и сделал в "Детстве Никиты"), или прыгать, очертя голову, в неведомое, - возвращаться к большевикам, отправляться на Марс и т.п. Последнее было в духе Толстого. А, была не была, где наша на пропадала! А тут ещё Марс к Земле приблизился, как будто специально! Толстой ведь всегда замечательно чувствовал, откуда пахло заработком. А с приближавшегося к Земле Марса ‒ пахло. И хоть никогда до этого Толстой фантастику не писал, он смело за это взялся. Многие говорили, что "Аэлита" ‒ никакая не фантастика, а издевательство над фантастикой, но это еще надо было раскусить.
Надо признаться, братья-литераторы встретили роман Толстого по-разному. Кто-то увидел в нем измышления усадебного мечтателя, кого-то не убедила толстовская фантастика, а вот прозорливый Горький заметил, что "хотя гр. А. Н. Толстой ‒ инженер по образованию, но свел в романе технику к необходимому минимуму, и вся книга написана под влиянием увлечения догадками об Атлантиде".

Но реакция коллег-писателей "космонавта" Толстого не смущала: можете лучше – делайте. Кстати, с классиком жанра Гербертом Уэллсом он был знаком и даже встречался с ним, но, как говорят мемуаристы, они оказались мало интересны друг другу. Может быть, потому что Алексей Толстой ко всем на свете писателям-фантастам относился иронически, чего Герберт Уэллс, конечно, не разделял. Гораздо больший интерес англичанин вызвал у престарелой тещи Толстого, которая почувствовала в нем современника и родственную душу.

Устарел ли роман Толстого сегодня? Конечно, сегодня он читается совсем иначе, чем девяносто семь и даже шестьдесят лет назад. Многое кажется наивным, многое вызывает усмешку. Но когда вспоминаешь, что Гагарин родится только через 11 лет после его публикации, а сам Толстой не дожил 16 лет до гагаринского полёта, усмехается уже как-то по-другому, и в сегодняшнем нашем открытии космоса за толстовской "Аэлитой" навсегда закреплено своё, пусть и скромное, место. Этот роман показал, что он может писать не только про заволжских чудаков: не зря про него говорили, что он "брюхом талантлив". И этим брюхом он чувствовал, что освоение космоса завтра станет актуальнейшей политической, идеологической, экономической и любой другой повесткой.
Made on
Tilda